Пока на общих Собраниях членов саморегулируемых организаций проходят дискуссии по поводу того, выдавать или не выдавать займы за счёт средств компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств, наш постоянный и пользующийся заслуженным уважением читателей эксперт, директор Ассоциации Саморегулируемая организация «Строители Ленинградской области» (Ассоциация СРОСЛО. СРО-С-093-30112009) Владимир Кобзаренко обозначил проблему комфондов в более глобальном виде. Предоставляем слово Владимиру Борисовичу.
***
Три года назад в статье «КФ СРО, как общественные средства, необходимо определить законодательно!» (части первая и вторая), а также в материале «Учёт средств КФ и ответственность должностных лиц СРО стройкомплекса») мы пытались донести до сознания причастных лиц отдельные положения законодательства в части средств компенсационных фондов. Вместе с тем, собственно тема «Компенсационный ФОНД – что это такое и как его применяют…» актуальна и популярна сегодня, особенно когда заходит речь о тратах этих средств на всевозможные необозначенные в законе цели.
По всему поэтому, в настоящей действительности существует реальная необходимость начать с разбора слова «фонд», уяснения смысла и образа понятия.
Как имя существительное (в «богатом» английском языке) применяется достаточно широко в различных значениях, предполагающих: «fund» – он же stock (акции, сырьё, материал, оснастка и прочее), chest (ларь, ящик, сундук, казна), в том числе капитал (capital, principal, headband (повязка на голове), fund), запас (reserve, supply, supplies, margin, stock, fund) – например, «госрезерв» или «архивный фонд», резерв (fallback (в аспекте русского значения «отступление» – например, «резервный план отступления»), fund), денежные средства (bankroll (в аспекте русского значения «финансировать», «субсидировать»), store, stockpile, reserve, fund), общественная организация (fund) и (или) благотворительная организация. Чаще, конечно, это некий «резерв денег» или «инвестиций», образованный в определённых целях, например, как источник выплаты пенсий (пенсионные фонды (pesion funds) или для продажи по частям, отдельными партиями.
«Фонд» может быть как бюджетным так и внебюджетным, как частным, так и общественным.
В сложившейся практике отношений эти все образы и нормы прописаны в Гражданском кодексе Российской Федерации. Так, в части первой ГК РФ от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ в статье 1 § 7 описаны «Некоммерческие унитарные организации», как «Фонды». И далее регламентируется «Фонд», как юридическое лицо через: Основные положения о фонде, Имущество фонда, Управление фондом, Изменение Устава и ликвидация фонда.
Про то, как «Фонд» некий объём ресурсов, увидеть можно в статье 123.20-1. Создание наследственного фонда, условия управления им и его ликвидация, и далее Управление наследственным фондом, Права выгодоприобретателей наследственного фонда и так далее.
В том же аспекте в статье 7 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» достаточно подробно описываются «Фонды», которым признаётся не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели, причём отмечается, что имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
В статьях 55.16 и 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, вроде бы, прописано, что есть компенсационный фонд саморегулируемой организации, но очень витиевато, без однозначного толкования. Законодатель определил, как СРО формирует этот фонд и в каких минимальных и прочих размерах, из каких частей и как «довносится при снижение размера», для чего, как размещается и на каких счетах в кредитном учреждении, правила отношений СРО с кредитным учреждением, правила отношений кредитного учреждения и «Фонда», в том числе и надзорных органов, куда и как перечисляют эти «Фонды» как в части выплат, так и при исключении некоммерческой организации из реестра СРО, как права на средства «Фондов» принадлежат владельцу счетов. Однако фундаментального определения термина и юридического понятия до настоящего времени не сформировано, то есть оно (определение) – отсутствует.
Не сформированы основные положения о фондах, разъясняющие природу «общественных целевых средств», не отражены источники их возникновения и бухгалтерский учёт этих средств.
Безусловно, в такой ситуации бенефициаром является кредитное учреждение, у которого так называемые «целевые счета», на которые банк осуществляет свою деятельность, уже как 20 лет не разносятся и не разводятся, из-за чего собственно мы отдаём «излишне уплаченные» собственные средства без выполнения работы и услуги, не говоря о товаре.
Средства КФ – это не финансовый актив! Кредитное учреждение может только обслуживать «владельцев счетов», на которые зачислены средства компенсационных фондов.
С точки зрения на финансовые отношения, складывающиеся в процессе аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов (хоть в ларе или сундуке, или банке и казне), необходимо учитывать сложившуюся практику регулирования «ответственным регулятором» через лицензии кредитным учреждениям (вплоть до третьего уровня).
Так кому же сейчас в нашей отчизне всё-таки выгоден финансовый заём или кредит? Конечно же, исключительно «финансовым агентам», поскольку это их бизнес-процесс, занятость и доход. Если сегодня, коллеги отказались, пока ещё, от использования инструмента в форме «кредита» при тратах общественных целевых средств, зато популярность «займа» пользуется спросом, что в конечном итоге может превратиться в отчаянные «договорняки», а в этом случае уже мы можем поиметь все признаки коррупционных сделок.
Разумно, что «владельцы счетов» этих фондов с удивлением наблюдают за обсуждениями «практики и проблем, препятствующих выдаче займов СРО» со стороны Национального объединения саморегулируемых организаций, которое не вправе вмешиваться в деятельность СРО, ограничивать их деятельность, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ в соответствии со пунктом 9 статьи 55.20, как и норм права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности в соответствии с Конституцией Российской Федерации (см. последнюю редакцию).
Призываю сопричастных лиц, однозначно в ближайшем будущем внести изменения в Градостроительный кодекс РФ в части формулировки определения так называемых «компенсационных фондов саморегулируемых организаций» – как «целевых общественных средств», с определением соответствующего бухгалтерского учёта, источников их возникновения таких средств и целевого использования исключительно в некоммерческой деятельности, то есть без систематического извлечения прибыли.
Также отмечу, что в настоящий момент, то есть до внесения соответствующих изменений в ГрК РФ, необходимо помнить при использовании средств компенсационных фондов о том, что предпринимательство (систематическое получение прибыли от выполнения работ, продажи товаров, пользования имуществом или оказания услуг) в корне по своей природе вещей отличается от некоммерческой деятельности. Ну, а органы надзора не дремлют, внимательно ведут наблюдение…