Куда и кого поведут мосты через Лену и на Сахалин?

Риски при реализации крупнейших инфраструктурных проектов не просчитаны Источник: http://ancb.ru

Исторический ракурс как за рубежом, так и в нашей стране дает много примеров дорог, ведущих в никуда, и мостов, построенных ни за чем. К ним относятся мосты: через море (Флорида, США), путепровод Парангтон Манчестер (Великобритания), через реку Нанду (Китай), и это далеко не полный перечень.

В условиях системного кризиса после коронавирусной пандемии расходование бюджетных средств носит стратегический характер для России и, на мой взгляд, не обеспечивает экономический рост, а замораживает ресурсы на долгие годы. При выборе технико–экономического обоснований инфраструктурных проектов приоритет решений должен быть отделён от олигархических и корпоративных влияний. В данном случае – это загрузка мощностей на долгую перспективу – 5-7 лет и более. Это, безусловно, финансово выгодно для этих групп, но не для государства.

Как результат – не учитываются главные показатели по проекту:

– себестоимость проекта с расчетом на жизненный цикл объекта, в котором затраты на проектирование и строительство составляют до 5%, а на эксплуатацию – до 97%;

– срок окупаемости;

– грузооборот (при этом рост его по отношению к заданным показателям существенно улучшает эффективность проекта).

Снижения затрат по проекту можно достичь, применяя повсеместно композитные материалы – арматура, ограждение из композитов не требуют покраски, срок гарантий более 100 лет, а также перейдя на укрупненную сборку элементов конструкций моста.

В настоящее время в рамках программы транспортного строительства до 2035 года широкое обсуждение в СМИ получили два проекта: мосты через реку Лена в районе города Якутска и на остров Сахалин.

Между правительством Республики Саха (Якутия) и ООО «Восьмая концессионная компания», представляющей консорциум группы «ВИС» (председатель совета директоров Игорь Снегуров – 66,6%) и госкорпорации «Ростех» (генеральный директор Сергей Чемезов – 33,4%), подписано концессионное соглашение на 2020-2044 годы в отношении проектирования, строительства и эксплуатации мостового перехода через реку Лена в районе города Якутска на условиях государственно-частного партнерства.

В 2020 году за счет средств частного инвестора будет разработана проектная документация. В первом квартале 2021 года планируется прохождение государственной экспертизы проекта, 2021-2025 годы – период строительства моста, 2025-2044 годы – эксплуатация объекта. Компания – концессионер реализует проект на всем жизненном цикле: от проектирования до строительства и эксплуатации моста. При этом конечная стоимость строительства будет определена по итогам разработки и прохождения государственной экспертизы проектной документации.

В Государственном собрании Якутии 25 февраля 2020 года состоялся правительственный час «Об условиях Концессионного соглашения по строительству автомобильного моста через реку Лена». По информации заместителя председателя правительства республики К.Бычкова, необходимость строительства моста через реку Лена и социальноэкономическая эффективность ввода объекта подтверждены всеми профильными федеральными органами исполнительной власти.

С учетом резолюции Президента России Владимира Путина на обращение Главы Якутии А. Николаева о реализации проекта на основе частной концессионной инициативы объект включен в новую федеральную программу строительства и реконструкции мостов. Правительственной комиссией по транспорту проект поставлен в «лист ожидания» в Комплексный план с возможностью реализации при выделении дополнительного финансирования.

В настоящее время в республике проводится общественная экспертиза об условиях Концессионного соглашения (информации опубликованы на разных республиканских сайтах). При этом реакция населения неоднозначна.

В строительстве моста через реку Лена стоимостью 83,4 млрд рублей (по информации Правительства Якутии), или 120 млрд. рублей (по информации журналистов В.Нифонтова и И.Макаровой на сайте Аартук) нет срочной необходимости. Для сведения: в 2010 году по проектно-сметной документации на строительство совмещенного автожелезнодорожного моста требовалось 50 млрд рублей и на заход железной дороги в Якутск 29 млрд рублей. Всем понятно, что реализация проекта такого масштаба без федеральной поддержки практически невозможна. С приходом железной дороги на правый берег реки Лена в 2019 году изменилась логистика северного завоза – отгрузка грузов, включая горюче-смазочные материалы, уже осуществлялась в прошедшую навигацию через Нижний Бестях и далее по малым рекам в северные улусы (районы) и вилюйскую группу.

Все говорит о том, что строительство моста в Якутске через Лену представляется экономически неоправданным. В СМИ в части тарифов информация разная: для легковых автомобилей проезд по мосту будет, может быть, бесплатным, а для грузового транспорта, коммерческих перевозок проезд только платный.

Летом сообщение между берегами Лены осуществляется водным транспортом, а зимой (более 6 месяцев) – по ледовым переправам. Окупаемость моста низкая, в основном мост будет востребован в межсезонье (по 1,5 месяца весной и осенью), поэтому тариф будет постоянно повышаться, якобы с учетом затрат на обслуживание, инфляции, извлечения прибыли для инвесторов, что естественно будет влиять на увеличение стоимости товара. Удорожание товаров произойдет, так как по мосту большегрузный транспорт будет ездить на платной основе.

Экономическая эффективность моста нулевая. Производств на территории центральных и северных улусов нет, перспектив тоже. Якутск – город чиновников и бюджетников, мост нужен жителям заречной группы улусов для общения с родственниками. Коренным городским жителям мост не нужен.

Вряд ли зимой водителям автомобилей выгодно ездить через мост, делая большой круг 70 км, тогда как экономнее по средствам и времени (машина потратит 8-10 литров бензина, это 500-550 рублей, а стоимость парома 300-400 рублей) переехать реку Лену зимой через Зеленый Луг в черте города, а летом – на пароме (при наличии моста цена на паром упадет и очередей будет меньше). Допустим, такси будет возить до Нижнего Бестяха за 200 рублей с человека, а лодки тоже за 200 рублей с человека, при этом легковая машина доедет за 60 мин, а лодка за 15 мин. Выбор населения очевиден, его доходы несопоставимы с Европой, Азией, чтобы проезд делать платным… Пройдет некоторое время, и расчеты покажут, что населению на пароме будет ездить дешевле, чем по платному мосту, в связи с чем строительство моста признают неэффективным. Более того, по федеральному закону должна быть альтернатива платной дороге (мосту), и значит, надо будет содержать зимник через реку Лена.

Со строительством моста со стороны Покровского тракта увеличится транспортный поток в сторону Якутска – и сейчас там большие пробки из-за 3-х полосной дороги, а что будет потом?! При этом возрастет нагрузка на дорожное полотно, потребуются средства на его восстановление, учитывая еще, что оно имеет свойство на Севере вспучиваться в теплое время года.

Мост – это очень сложный инженерно-технический объект по мерзлотным, ледовым, температурным и другим показателям, а река Лена непредсказуема во время паводков и таит в себе могучую силу – это показал паводок в мае 2020 года. Не исключено, что ежегодно во время ледохода придется закрывать мост для проезда в связи с опасностью его смыва высокой водой.

Сегодня бюджет республики не в том состоянии, чтобы финансировать строительство такого крупного инфраструктурного объекта. На мой взгляд, правительству Якутии следует купить дополнительно паромы, а также суда на воздушной подушке типа «Ирбис», либо дать под низкий процент кредит предпринимателям, и проблема в весенне-осенний и летний периоды будет решена.

Автомобильный мост без железнодорожной составляющей ничего не решает, тем более на платной основе для проезда автомобилей. Только совмещенный автожелезнодорожный мост дает мультипликативный эффект и рост экономки Якутии, а это значит, появятся новые рабочие места, преференции по налогам прежде всего для местного бизнеса, поддержка, облегчение в привлечении инвестиций. Появятся серьезные возможности для развития республики. Президент Владимир Путин крымчанам на вопрос о снижении цен на продукты питания ответил – с пуском железнодорожного моста придут крупные поставки и крупные операторы, тогда и цены упадут. Сегодня в Якутии самые низкие цены на продукты и товары в Нерюнгри, где имеется железная дорога!

Как вариант, Правительству России следует возвратиться к идее строительства совмещенного автожелезнодорожного моста через реку Лена с выделением средств из федерального бюджета. Именно так в 2010 году был поставлен вопрос В.Штыровым и были выделены деньги, которые в 2014 году ушли на строительство Крымского моста. Такой мост объединит разные точки экономического роста России, Сибири, Дальнего Востока и Якутии.

Почему же не тоннель?!

На Сахалине власти с общественностью обсуждают строительство моста, объясняют, как будут минимизировать ущерб окружающей среде от прокладки путей по природным заказникам. Казалось бы, лед тронулся, и стройка еще прошлого века будет завершена.

Все сахалинцы в курсе, что в конце 40-х – начале 50-х годов ХХ века реализовывался проект по прокладке тоннеля под проливом Невельского. Он должен был связать материк с островом. По территории Хабаровского края от Комсомольска-на-Амуре строили железнодорожную ветку. На Погибе никаких видимых следов от той стройки и не видно уже. Противоположный берег — мыс Лазарева — вот он, в шаговой доступности.

Все знают, что Сахалинская область — единственная островная область России. Люди попадают на материк только самолетами, а грузы — по паромной переправе Ванино-Холмск. И все они очень зависят от капризов погоды. Бывает, неделями паромы не могут подойти к сахалинским берегам, по нескольку дней закрыта воздушная гавань. Железная дорога все-таки практически всепогодная. Выходит, в коммунистические времена понимали, что Сахалину нужна постоянная транспортная коммуникация. А в нынешнее время высоких технологий можно рассчитать все риски такого строительства.

Когда люди задают вопросы о начале реализации проекта по строительству моста — уполномоченные представители только разводят руками: «Не знаем!». Пока известно, что это будет мост, и пока только железнодорожный, длиной чуть более 7 километров. Плюс по территории области построят железнодорожную колею от станции Ныш до Погиби. Общие затраты могут составить 540 млрд руб., из них мост 252 – млрд руб., по другим данным, затраты могут достичь 850-900 млрд руб. На таких гигантских объектах строительства расходы в процессе стройки могут существенно возрасти.

О целесообразности строительства моста можно еще поспорить. Во-первых, прокладка тоннеля в среднем на 15-20% дешевле. Во-вторых, это всепогодный объект и не зависит от зимних штормов и обледенения, а мост и паром в это период будут закрыты. В-третьих, в Москве заканчивается в основном в 2022-23 годах строительство метро. Как следствие, освобождается несколько проходческих комбайнов, их можно было бы использовать и на этом объекте.

И главное, строительство такого затратного для бюджета страны инфраструктурного проекта необходимо увязать с началом работ по возведению моста или тоннеля остров Сахалин – остров Хоккайдо (Япония). В этом случае могут быть достигнуты качественные показатели: себестоимость проекта на жизненный цикл, срок окупаемости и грузооборот. Над этой перспективой развития надо работать правительству России. Это приведёт к существенному толчку для экономики всего Дальнего Востока.

Выбор проектов строительства крупных инфраструктурных объектов должен увязываться с различными рисками как при проектировании, строительстве, так и эксплуатации. Мост в Якутске – это снижение затрат на северный завоз, существенное удешевление продуктов питания и товаров в случае строительства его автожелезнодорожным. Чем точнее будут просчитаны риски, тем весомей будет экономический эффект ВВП в развитии регионов и страны.

Николай Селезнев, профессор МААМ /IAAM

Этот материал опубликован в ноябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Проекты

Дайджест № 2 – 2020 Отраслевого журнала «Строительство» вышел в свет! • • •

Стартовал Ютуб-канал Stroy Story: строители против вируса

Анонсы 19 ноября 2020 года. Санкт-Петербург. Отель «ParkInn Прибалтийская» XIX Международный конгресс «Энергоэффективность. XXI век. Архитектура. Инженерия. Цифровизация. Экология» • • • 8 – 11 декабря 2020. Москва. Экспоцентр. Международный форум и выставка «Безопасность и охрана труда» (БИОТ-2020) • • • 26 – 29 января. Москва. Отечественные Строительные Материалы • • • 9-12 марта, Москва. 17-я Международная специализированная выставка индустрии HVAC&R – «Мир Климата – 2021» Партнёры

Главгосэкспертиза • • •

Газета Glavred.Today • • •

Саморегулирова- ние в строительной отрасли • • •

ЦМИПК • • •

Петербургское периодическое издание для профессионалов в сфере архитектуры, строительства, дизайна и реставрации. Главная
О нас
Партнёры Издания
Архив
Реклама
Контакты Новости
Аналитика
Публикации
Проекты
Персоны Инвестиции
Законы
Анонсы
Фото
Видео Наши блогеры Михаил Зиборов
Лариса Поршнева

Copyright © Агентство новостей “Строительный бизнес”:
ИА № ФС77-57876 от 25 апреля 2014 года, info@ancb.ru

Вышел новый номер журнала Строительство! скачать журнал нет, спасибо

Источник: http://ancb.ru

About admin

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика