Какие изменения принесёт новый законопроект в государственный и муниципальный контроль и что ждать СРО и Нацобъединениям?

Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект закона № 1051647-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». О том, какие изменения предлагаются в этом документе и каким образом они могут затронуть СРО и Национальные объединения, читайте в материале нашего добровольного эксперта из Твери.

***
Как отмечается в пояснительной записке, главной целью законопроекта является приведение положений федеральных законов в соответствие с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Основное содержание законопроекта составляют статьи, вносящие изменения в федеральные законы, в соответствии с которыми осуществляются виды федерального государственного контроля (надзора), виды регионального государственного контроля (надзора), виды муниципального контроля. Указанные федеральные законы приводятся в соответствие с положениями Федерального закона № 248-ФЗ, который вступает в силу с 1 июля 2021 года.

Новыми редакциями статей для каждого вида контроля устанавливается его наименование с указанием отнесения к федеральному государственному контролю (надзору), региональному государственному контролю (надзору), муниципальному контролю. По каждому из видов контроля устанавливается его предмет – как совокупность обязательных требований, частью которых могут быть лицензионные требования.

Определение предметов видов контроля связывает обязательные требования, регулирующие сферы общественных отношений, и обеспечивающие их соблюдение федеральные, региональные и муниципальные виды контроля. Законопроект объёмен и представляет собой текст на более, чем 500 страниц, с внесением изменений в десятки федеральных законов, среди которых Градостроительный кодекс РФ и Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Изменения предусматривают возможность применения информационно-коммуникационных технологий, позволяющих обеспечить возможность дистанционного участия в работе саморегулируемых организаций, ведение Государственного реестра СРО исключительно в электронном виде, возможность подачи некоммерческой организацией заявления о приобретении статуса СРО в электронном виде, предоставления выписок из Госреестра в электронном виде, возможность формирования СРО плана проверок своих членов на основе риск-ориентированного подхода, а также ряд мер в области осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО.

По оценкам законотворцев, предусмотренные законопроектом изменения в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» обеспечат оптимизацию деятельности 620-ти СРО с обязательным членством, объединяющих более 200 тысяч участников, а также 430-ти СРО с добровольным членством.

Изменения в Градкодекс довольно многочисленны. Стоит отметить, что в большинстве статей вместо «государственный надзор» появится формулировка «федеральный государственный», что может указывать на стремление передать контрольно-надзорные функции от региональных властей на уровень федерального центра. Не внесено никаких изменений в статью 55.5-1 ГрК РФ, которая регламентирует порядок ведения Национального реестра специалистов. Это означает, что пока Минстрой России не планирует введение Единого федерального реестра, о котором в последнее время неоднократно говорили в Национальном объединении строителей. Возможно, новое руководство строительного ведомства предпочитает внимательно изучить ситуацию с действующими реестрами и предложит свою архитектуру этих цифровых ресурсов.

Статья 55.19 ГрК о государственном надзоре за деятельностью СРО дополнится частью 14 следующего содержания: «14. Положение о федеральном государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций утверждается Правительством Российской Федерации». Что также может означать дальнейшие перемены в части государственной политики по строительному саморегулированию.

Наконец, вносятся изменения в статью 55.23 о государственном контроле за деятельностью Национальных объединений. Предлагается исключить части 2 и 3 указанной статьи, которые регламентируют контроль за Нацобъединениями путём плановых и внеплановых проверок. А в части первой заменить упоминание о таковых проверках словами «в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации». Скорее всего, предполагается заменить нынешнюю систему периодических контрольно-надзорных мероприятий за Национальными объединениями постоянным контролем с помощью цифровых технологий, которые будут отслеживать деятельность объединений в онлайн-режиме.

В целом дух нового законопроект соответствует тому, что ранее неоднократно декларировалось в качестве государственной контрольно-надзорной политики. А именно, переход на цифровизацию, сокращение бумажных проверок, внедрение риск-ориентированного подхода.

About admin

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика